Эксперты: подготовка энергоэффективных муниципальных проектов должна продолжаться максимум 1,5 годаа

Подписывайтесь на Telegram канал МЕтры


Цикл подготовки и реализации энергоэффективных проектов должен длиться не более 1,5 лет. Об этом 11 июня говорили специалисты сектора энергоэффективности на ежегодном "Энергетическом Дне", организованном Европейско-украинским энергетическим агентством.

По действующей процедуре срок энергоэффективных проектов в Украине может составлять 22 месяца. Но на практике процедура намного длиннее. "Сейчас практический украинский сценарий подготовки - 40-66 месяцев. Больше проекты тормозятся на этапе согласования в государственных учреждениях, - отметила Елена Рыбак, член Совета Европейско-украинского энергетического агентства, исполнительный директор iC consulenten в Украине. По ее словам, из-за того, что причины могут быть формальными, процедурными и техническими, а количество разбирательств и возвратов не лимитировано и каждый раз может занимать до 30 дней (согласно процедуре), потери времени становятся критическими и делают невозможным фактическую реализацию проекта. Категоризация причин неутверждения или возврата документов и сокращения сроков повторных разбирательств могла бы стать одним из элементов сокращение этих процедур. Мозговой штурм, который провели эксперты прямо на мероприятии, не впервые систематизировал весь спектр помех.

По мнению Иоганнеса Баура, руководителя отдела энергетики, транспорта и окружающей среды программы помощи Представительства Европейского Союза в Украине, больше затягивает процесс энергоэффективности в Украине несовершенство тендерных процедур. Также он посоветовал стандартизировать энергоэффективные проекты по категориям, что значительно ускорит как их проектирование, так и реализацию. Иоганнес Баур отметил, что критически необходимы изменения в менталитете, чтобы люди осознали необходимость энергоэффективности, в частности, сто процентное измерение потребления и учебные программы для строительных компаний и банков, положительно способствовали бы этому процессу.

Юлия Шевчук, главный инвестиционный советник Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO), опираясь на собственный опыт реализации более 100 энергоэффективных муниципальных проектов в Украине, систематизировала самые большие "стопора". «Ежегодно появляется новая, непредсказуемая норма, процесс реализации проектов растягивается до бесконечности, - объясняет Юлия Шевчук, - Наши проекты проходят в среднем шесть согласительных стадий, каждая может занимать от 3 до 6 месяцев. Совсем свежие реалии - необходимость утверждения Антимонопольным комитетом гарантий. Официальный срок - 3 месяца, но фактический срок гораздо длиннее из-за перегрузки АМКУ, который вынужден будет выдавать тысячи подтверждений".

Среди других препятствий п. Юлия назвала нехватку админперсонала в муниципалитетах, значительно сокращен из-за админреформы, и его низкая подготовка, несовершенное налогообложения и необоснованная внимание со стороны правоохранительных органов. Юлия Шевчук напомнила, что уровень внедрения важных для Украины международных проектов по энергоэффективности является мизерным. В частности, Фонд Е5Р за последние девять лет выдал грантов только на 12% от утвержденных сумм. Е5Р имеет возможность грантового софинансирования энергоэффективных проектов на 110 млн. евро, впрочем энергетический рынок Украины оказался несостоятельным принимать инвестиционные ресурсы и, к сожалению, сохраняет эту неутешительную тенденцию.

«Работу осложняет то, что в Украине нет единого координатора по работе с международными финансовыми организациями. Часть функций возложена на Минфин, часть Минэкономики. Но этого крайне недостаточно, фактически, мы сами вынуждены решать слишком много задач, часто срочных и впервые», - отмечает госпожа Юлия.

"На выполнение всех требований, предъявляемых к проектам, не хватает человеческого ресурса", - добавила Юлия. - Подписание всех меморандумов, сбор всех договоров в рамках проекта легко может перейти в 500 страниц и полгода работы. Такая процедура начинается после объявления результатов тендера и сразу затягивает его реализацию".

Кроме того, для многих энергоэффективных проектов с недавних пор действуют новые требования государственной экспертизы. Объекты, над которыми работает НЕФКО, перевели в комплексную экспертизу (ранее была упрощена), которая будет занимать от трех до шести месяцев.
Немалая проблема, с которой приходится сталкиваться НЕФКО, - фактическая негодность объектов модернизации. Из-за отсутствия никаких инвестиций в инфраструктуру объекты пришли к непригодного состояния, 50% ТЭО невозможно реализовать.

Има Хренова-Шимкина, заместитель директора проекта «Реформы в сфере энергоэффективности в Украине», который выполняется GIZ по поручению правительства Германии, настаивает, что сдвинуть ситуацию может только секторальная реформа, но только такая, что сорганизует работу "всего механизма в едином направлении". Госпожа Има также поделилась положительными результатами и накопленными за годы работы примерами преодоления препятствий в реализации проектов. Она отметила, что GIZ фактически создал целый энергетический кластер. «Сейчас имеем шесть проектов работающих в секторе энергетики, а также несколько проектов появятся в следующем году. Крупнейшими проектами GIZ все же остается «Энергоэффективность в зданиях» и «Энергоэффективность в общинах», - подчеркнула Има.

В качестве примера, Има Хренова-Шимкина привела созданную GIZ систему энергоэффективного мониторинга на местах, которая призвана уменьшить злоупотребления на всех уровнях. Это позволяет выбрать для модернизации детсад с соответствующим индексом энергоэффективности, а не тот, к которому ходит ребенок мэра.
Также приоритетом GIZ являются тренинги по энергетическому менеджменту, facility management. Цель - способствовать во-первых, грамотным решением, во-вторых, адекватной эксплуатации объектов. "Логика простая, - отметила Има Хренова-Шимкина, - какими бы новейшими не были представлены технологии, если завхоз ещё не умеет пользоваться выключателями, эффект от инвестиций будет нулевым."

«Сейчас квалифицированные кадры ценнее, чем деньги. Украина не может использовать финансирование энергоэффективных проектов именно из-за низкого уровня подготовки кадров - как на уровне специалистов муниципалитетов, так и на уровне подрядчиков, очень видно при проектировании и реализации проектов ", - убеждена п. Има - Поэтому GIZ настаивает на главном - передавать знания и продолжает свой образовательный компонент, направленный на повышение квалификации кадров в сфере энергоэффективности. "в подтверждение госпожа Има привела несколько примеров из собственного опыта, -" После обучения представителей мэр ии Житомира средний срок реализации энергоэффективных проектов сократился на целый один год. "По ее словам, существенно вырос также уровень подготовки самих заявителей-исполнителей проекта. "На первый тендер в Ивано-Франковске было ровно ноль заявок. Никто не был готов, требования немецких партнеров ужасали, несмотря на компенсацию 40% стоимости проекта, - поделилась госпожа Има. - Сейчас только с НЕФКО реализуется около 100 проектов. "

Сергей Масличенко, заместитель директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): "Наша новая программа, направленная на финансирование энергоэффективности в бюджетных зданиях, имеет финансирования 125 млн евро. Планируем в ближайшее время утвердить несколько крупных проектов на 10-20 млн евро в рамках этой программы. Понимая сложность сферы, мы стараемся на участвовать в проектах, где предусмотрена государственная гарантия. Работаем с частным сектором, или муниципальными гарантиями. И даже в таких условиях проблем достаточно. Из самых актуальных - уже упоминавшийся АМКУ, из-за задержки процедур в котором сейчас остановлены многие наших проектов. Также очень затягивает процессы "советский рудимент" - ценовая экспертиза, которую нужно проводить после тендеров ". Сергей Масличенко подчеркнул, что часть проблем также лежит на международных финансовых учреждениях, избирают не оптимальную для наших реалий структуру проекта уже на этапе его подготовки.

Максим Верещак, ключевой эксперт программы ЕС «Соглашение Мэров - Демонстрационные проекты" отметил, что городам самое ранжировать проекты в условиях отсутствия четкой системы ранжирования. "Нет еще понимание, какие проекты в первую очередь следует воплощать, также трудно понять, какой именно проект с потенциально возможных в отдельном городе заинтересует инвестора", - объясняет господин Верещак. Именно по таким направлениям мы сейчас и будем учить команды городов. "Он также пояснил, что такому обучению предшествует создание стратегии энергоэффективности города.

Святослав Павлюк, председатель правления Ассоциации "Энергоэффективные города Украины» был категоричен. "Вопрос сокращения проектного цикла - это вопрос скорости обращения денег в этом секторе. Это еще одна грань, которая подчеркивает стратегичность этому вопросу. "

Святослав отметил также чрезвычайную чувствительность проектов по энергоэффективности в политической расстановки сил в городах. "Работа на уровне муниципалитетов над проектами по теплу, воде, канализации выходит за один избирательный цикл городского совета. Были случаи, когда городской совет отменяли уже начатый, частично профинансирован иностранным инвестором проект ", - отметил Святослав Павлюк. - Невозможность такого беспредела нужно немедленно".

Среди других шагов, необходимых для ускорения цикла реализации энергоэффективных проектов, при мозгового штурма эксперты называли также повышение квалификации профильных специалистов (проектировщиков, энергоаудиторов, сотрудники банков, которые выдают кредиты на энергоэффективность и др.), Устранение морально устаревших норм законодательства, создания единого окна для всех энергоэффективных проектов или координационного центра, предоставление целевой финансовой помощи на образовательные программы.

Европейско-украинское энергетическое агентство представит результаты наработок экспертов рынка в Позиционном письме и направит в профильные учреждения.