Украинский строительный рынок выдержал удар коронакризы, о том, какие качества помогают бизнесу быть в тренде и становиться сильнее, рассказал директор ГК «Сталекс» Александр Шатохин.
Как оцениваете рынок и нынешнюю ситуацию, какие тенденции и перспективы?
Мировой кризис, вызванный коронавирусом, в первую очередь привела к снижению норм потребления, под строительство как арендных площадей, так и новых строящихся под производственные потребности. Но после его окончания мы ожидаем мероприятия в Украине инвестиционных фондов и индивидуальных инвесторов, как непосредственно, так и опосредованно товарными и финансовыми потоками.
Главная тенденция, которая ожидается в пост-коронавирусный период - увеличение требований конечного заказчика к контролю качества выполнения работ, соблюдение норм, правил, стандартов, сертификаций, предоставление прогнозируемого качества за адекватную стоимость. Также скорее увеличится сервисная составляющая в старых форматах ценообразования, то есть, будем приходить к европейскому культурному рынку.
Насколько сильно пандемия повлияла на деятельность компании Сталекс?
Пандемия вповлияла на деятельность компании Сталекс, как и на рынок, и на экономику в целом - отрицательно. Уменьшился спрос, снизилась покупательная способность конечного заказчика, уменьшилась емкость рынка. Надеемся и ожидаем, что увидим отложенный спрос, в следующем году рынок все-таки вырастет даже по сравнению с 2019 годом, а не до 2020. Вырастет, имеем в виду, в объективных единицах: метрах, тоннах и т.д.
Деятельность компании Сталекс была сильно затруднена в период остановки общественного транспорта. Мы находимся в мегаполисе, в котором было практически нереально сохранять 100% функциональность в условиях того, что работники не могли добраться на работу. Это была самая большая сложность, со всем остальным мы умеем справляться и оказалось, что мы сильнее, чем думаем.
Какие сегменты / позиции наиболее востребованы на этапе выхода из кризиса? Как изменились требования клиентов?
Требования клиентов изменились только в одном - нужно «все и на вчера», потому что многие стройки начались с опозданием. В проектах и в бюджетировании никто не делает скидку на пандемию и срок окончания монтажа или строительства зданий и сооружений. Строительные проекты привязаны к конкретной календарной дате. Не везде идут навстречу и продлевают сроки монтажа. Это связано с изменением и пересогласование проектов, калькуляции и т.д. И это серьезные вопросы, которые решаются государственными структурами, так же работают в относительно неполноценном формате, так пересогласования могут длиться месяцами. Все идут от понимания, что нужно сделать все запланированное и вовремя, но ввиду того, что строительства начались гораздо позже, то и монтаж, и поставки происходят в совершенно сжатые сроки.
Сталекс более 20 лет является сильным игроком на рынке товаров для строительства, в чем ваши основные преимущества? Что помогло выйти из коронакризы без потерь?
Основные преимущества компании Сталекс - это гибкость, клиентоориентированность и четкость в работе. Даже в сегодняшние непростые времена вовремя и стабильно, в прогнозируемые сроки, регистрируем все налоговые обязательства, делаем акцент на работе по безналичному расчету, по прямым безналичными перечислениями на отгрузках сертифицированной качественной продукции на ответственные объекты с гарантиями, улучшаем качество продукции и переходим в сегмент средний +. В условиях ограниченных поставок сырья из Европы, то есть срыва сроков поставок продукции, мы все-таки приходим к тому, что приходится увеличивать оборачиваемость склада. И у нас это получается.
Какие самые ходовые позиции продукции для посткарантинного рынке?
В этом году с увеличением объектных продаж увеличилась доля продаж высоких профилей Н-60, Н-92. На фасадные профили серьезный прирост имеют все наши сайдинговые продукты - Стальбрус и Стальпанель. Увеличились в единицах продажи и стандартные продукты, используемые на бюджетные объекты, это профнастил С-10, С-20. Но они увеличиваются за спросом монтажа на фасады и, конечно, эту продукцию больше заказывают с содержанием цинка 140, 200, 225 мг. Есть ряд объектов, которые поставили с одной строительной организацией более 150 т шведского металла SSAB толщиной 0,7 мм. Таким образом мы фиксируем запросы рынка на очень качественную, с большим сроком гарантии, продукцию. Кстати, в данном случае для монтажной организации было важно получить гарантийные письма и разъяснения прямо от производителя SSAB о том, что под их заказ будет производиться продукция со всеми необходимыми характеристиками и будет поставляться через Сталекс на этот объект. На эти объекты выезжали представители SSAB и проводили консультации с самим заказчиком.
В этом году все же больше объектных продаж, спрос на высокие профили начиная от Н-45 и заканчивая Н-92, фасадные Стальпанель, Стальбрус.
На самом деле, никакие серьезные изменения не произошли с востребованными продуктами, но увеличилось количество запросов на объектные поставки, специфические цвета RAL и специфические толщины. Более продаются 0,7; 0,8; 0,9 мм металла, в основном это кровельный профнастил, перекрытия, кровля.
Тенденция рынка такова, что строительные организации, которые не платили предоплату, так и не платят. Особенно сложная ситуация с бюджетом, где платят с определенной отсрочкой платежа. Учитывая то, что частный сектор значительно снизился в плане продаж, то получается, что нужно или кредитовать строительные организации, работая с объектами, или находить условия у поставщиков, где можно взять такую же зеркальную отсрочку платежа и договариваться. И здесь конечно нам на руку сыграло то, что Сталекс работает более 20 лет на рынке, и то, что мы имеем очень хороший и качественный рейтинг среди международных страховых компаний и как ближнего, так и дальнего зарубежья (азиатских, европейских рынков). По большому счету, это тоже очень серьезное подспорье в нынешние непростые времена. Нынешняя тенденция - это борьба за качество, соответствие, повышение сервиса, а не борьба прайсом и удешевлением в толщине.