КСУ: Законопроект Минкульта вместо четких инструментов сохранения исторического наследия ограничивает права бизнеса

Подписывайтесь на Telegram канал МЕтры


Украинское строительное сообщество считает, что новый законопроект Минкульта по сохранению исторических памятников вместо четких и прозрачных инструментов сохранения исторического наследия предлагает ограничение прав бизнеса и немотивированное вмешательство в бизнес-процессы.

Об этом говорится в открытом обращении Конфедерации строителей Украины относительно законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения традиционного характера среды и противодействия хаотичной застройке», разработанного Минкультом.

Законопроект имеет цель урегулирования вопросов застройки территории памятников, зон охраны, исторических ареалов населенных мест, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, повышение ответственности за нарушения в сфере охраны культурного наследия и улучшения качества предоставления административных и других, определенных законом услуг в сфере охраны культурного наследия, снижение коррупционных рисков при их предоставлении, обеспечение прозрачности администрирования в сфере охраны культурного наследия и урегулирования порядка государственного надзора (контроля) в сфере охраны культурного наследия.

В КСУ соглашаются с тем, что развитие исторических городов - больной и актуальный вопрос. Но законопроектом предусматривается ряд нововведений, которая вместо решения проблем наследства, может усилит хаос и упадок исторических ареалов.

Нововведения, которые вызывают беспокойство КСУ:

1.Встановлюеться целый ряд мораториев на осуществление строительства без конкретизации сроков их действия (до определения границ и режимов использования территорий памятников, охранных зон):

- запрет проведения строительных работ на существующих объектах, если следствием выполнения таких работ станет увеличение пространственных параметров объектов, их высотности или уменьшение расстояния от достопримечательности более предельный уровень, который определяется, как двойная сумма высот достопримечательности и о ' объекта, на котором проводятся соответствующие строительные работы (без учета рельефа и окружающей застройки);

- запрет проведения работ по новому строительству в пределах 1000 метров вокруг от находки фрагмента участка археологического культурного слоя и в пределах 20 метров вокруг периметру застройки памятников архитектуры.

2.Неврегульований контроль и надзор с неограниченными безосновательными полномочиями при отсутствии определения прав лиц, в отношении которых осуществляется контроль. Возможность проведения надзора и контроля без достаточных на то оснований - по анонимным сообщениям и даже совсем без уведомления. Право общественных инспекторов на составление административных протоколов.

3.Надання органам контроля и надзора права на остановку хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, приостановления и аннулирования (по решению органа, а не по решению суда) согласований и разрешений органов охраны культурного наследия, отмена уже выданных разрешений на выполнение строительных работ (прямо противоречит ст. 58 Конституции Украины)

- отменять право на выполнение строительных работ в случае, если в радиусе 500 м (в частности, на соседнем участке) установлено наличие объектов культурного наследия во время археологических исследований;

- аннулировать выданные разрешительные документы в случае изменения границ буферной зоны;

- заставить корректировать и согласовывать с органами охраны культурного наследия проекты, строительство которых начато, а в случае отказа от этого - отменять право на выполнение строительных работ.

4.Законопроектом также предлагаются изменения в законодательство о деятельности Даби (предоставление права Даби на отмену разрешений на выполнение строительных работ по представлению органов охраны культурного наследия и др.), Что является некорректным и преждевременным, поскольку:

- в законопроекти для внесения изменений используется устарела, уже недействующая редакция Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;

- предложенные изменения не соответствуют принципам градостроительного законодательства (градостроительное законодательство предусматривает аннулирование разрешения на строительные работы только по заявлению заказчика или по решению суда);

- сейчас происходит реформирование системы государственного архитектурно-строительного контроля, во исполнение решения Национального совета реформам при Президенте Украины готовятся новые проекты законов по этому вопросу, а их принятие будет иметь также существенное влияние на систему контроля и надзора в сфере охраны культурного наследия.

5.Административни услуги по получению разрешений и согласований органов охраны культурного наследия:

- отсутствует четкий и исчерпывающий перечень документов для получения разрешений и согласований;

- безосновательно завышен срок рассмотрения документов при предоставлении административных услуг - 2 месяца;

- запрещение применения принципа «молчаливого согласия» в случае бездействия органов охраны культурного наследия при предоставлении ими административных услуг;

- отсутствует четкий перечень оснований для отказа в предоставлении административных услуг, а именно - основания для отказа сформулированы крайне неконкретно, в частности среди них есть и несоответствие документов требованиям Конституции, законов Украины.

6.Викликають сомнения и вопросы отдельные положения законопроекту:

- необходимость присвоения статуса потерянным (несуществующим) памятникам;

- процедура принудительного выкупа памятников в государственную собственность;

- необходимость защиты вновь выявленных памятников при отсутствии четких сроков определения их статуса.

«Разработанный Министерством культуры и информационной политики Украины проект Закона Украины« О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения традиционного характера среды и противодействия хаотичной застройке »требует существенной доработки, особенно в части установления различных видов ограничений, запретов и мораториев, а также в части предоставление органам охраны культурного очень широких и чрезвычайных полномочий (в т.ч. отмены и инициирование отмены ранее выданных согласований и разрешительных документов).

Инициатива предоставления контролирующим органам права во внесудебном порядке отменять согласования и разрешения и останавливать строительные работы очень опасной, создает высокие коррупционные риски и снижает и без того невысокую инвестиционную привлекательность Украины.

Учитывая вышеизложенное, Конфедерация строителей Украины считает, что вместо четких и прозрачных инструментов сохранения исторического наследия этот законопроект предлагает ограничение прав бизнеса и немотивированное вмешательство в бизнес-процессы.

Призываем отраслевые и бизнес-объединения поддержать нашу позицию о недопустимости внедрения дискриминационных инициатив в частности, а также разработка и рассмотрение этого законопроекту к проведению реформы системы органов государственного архитектурно строительного контроля и надзора (ГАСК) является преждевременной», - говорится в заявлении КСУ.