Местные власти не имеет реальных полномочий для развития территорий

Подписывайтесь на Telegram канал МЕтры


В Украине до сих пор нет четких механизмов определения государственных и региональных интересов градостроительства и планирования территорий, а соответствующее законодательство не синхронизировано с положениями административной реформы. Об этом шла речь 21 июня во время круглого стола «Градостроительная документация: личное дело населенного пункта».

Как отмечали участники мероприятия, генеральная схема планирования территории Украины была утверждена в 2002 г., а детальные планы территории и планы зонирования пока имеют лишь 20% населенных пунктов Украины. Разработка градостроительной документации - обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления, однако они не способны обеспечить финансирование работ по планированию территорий. Это приводит к сложностям с привлечением инвестиций в регионы и в целом тормозит административно-территориальную реформу и процесс децентрализации.

Руководитель сектора «Строительство» BRDO Елена Шуляк отметила: «Местная власть и ОТГ не имеют реальных полномочий для управления земельными ресурсами, препятствует корректной разработке и обновлению градостроительной документации на местном уровне. Следовательно, возникают сложности с реализацией инвестиционных проектов, связанных со строительством и подключением к энергосетям. В бюджетном законодательстве необходимо определить конкретные инструменты и источники поступления средств для реализации местных целевых программ по разработке документации».

По состоянию на 2018 год в Украине насчитывается 490 районов, 461 город, 883 поселков городского типа, более 27,3 тыс. сел и поселков и 743 ОТГ. К слову, ориентировочные расходы ОТГ на разработку градостроительной документации составляют более 1,5 млн. грн., а город областного подчинения - 61,8 тыс. грн.

Эксперты BRDO подготовили системный пересмотр регулирования сферы разработки градостроительной документации. Исследование показывает, что из 100 НПА в области 26 требуют актуализации или являются незаконными. Поэтому отрасли присущ ряд регуляторных проблем.

Так, тормозят конкурентное развитие рынка пробелы законодательства в части авторского права. В частности, нередки случаи использования отдельными исполнителями работ требований защиты авторских прав для искусственной монополизации рынка. Это увеличивает расходы заказчиков градостроительной документации, блокирует возможность привлекать различных исполнителей на конкурентных условиях и существенно снижает эффективность дальнейшего использования материалов градостроительной документации.

Еще одной комплексной проблемой для рынка является неэффективная система подготовки специалистов, механизмов привлечения к ответственности за нарушения, а также отсутствие законодательно установленных критериев организаций, осуществляющих экспертизу градостроительной документации.
По оценке BRDO, в обговариваемой области необходимо осуществить следующие шаги:
1. Законодательно урегулировать механизм определения государственных и региональных интересов и предоставить полномочия по разработке градостроительной документации ОТГ.
2. Разработать изменения в Бюджетный кодекс относительно конкретных инструментов и источников поступления средств для реализации местных программ по разработке градостроительной документации.
3. Разработать и ввести требования к данным и форматам, которым должны соответствовать материалы градостроительной документации, а также правила и типовые шаблоны для заказа градостроительной документации на всех уровнях.
4. Установить ответственность субъектов хозяйствования и специалистов за нарушение.
5. Разработать и ввести требования к экспертным организациям, изменения в систему подготовки и сертификации специалистов.
6. Ввести общественный контроль в сфере и обеспечить обнародование и свободный доступ к градостроительной документации.