Эксперт: Ипотечные госпрограммы вряд ли станут стимулом для полноценного развития ипотеки в Украине

Подписывайтесь на Telegram канал МЕтры


Государственные программы по ипотечному кредитованию не станут стимулом для полноценного развития ипотеки в Украине.

Такое мнение высказал основатель и управляющий партнер группы компаний DIM Александр Насиковский.

По его словам, анонсированные Президентом и Премьер-министром Украины ипотечные программы «Доступное жилье» под 7% и лизинговая программа под 5% лишь номинально могут решить насущный жилищный вопрос для определенных категорий граждан. Эксперт считает, что главный позитив этих программ в том, что Государство будет делить риски с заемщиком, и такая инициатива - это огромный “плюс” для власти. Но вместе с тем достаточно сложная макроэкономическая ситуация в Украине и отсутствие государственных гарантий, что процентные ставки для заемщиков не будут пересмотрены, ставят под сомнение эффективность реализации таких программ.

На его взгляд, отказ МВФ в очередном транше на фоне существенных финансовых обязательств по выплатам предыдущих международных займов, а также заявление представителей Национального банка Украины о возможном повышении учетной ставки из-за растущих инфляционных рисков не будут способствовать полноценной реализации государственных программ по ипотеке.

«Согласно программе «Доступное жилье» размер компенсации банкам за выданные кредиты не будет меняться – государство «покроет» до 9% банковских издержек на выданный кредит. Но тут возникает вполне резонное опасение, что данной программе будет очень трудно «удержаться» в рамках задекларированных 7% для заемщика. И на данный момент нет никаких гарантий того, что из-за неблагоприятной экономической ситуации, проценты по выплатам ипотеки не изменятся. Не исключено, что, например, семья, оформившая кредит сроком на 10 лет под 7%, уже через год или два будет вынуждена платить 10%, а то и 12%», - считает эксперт.

Александр Насиковский, убежден, что подобные госпрограммы эффективны в странах, в которых проводится взвешенная макроэкономическая политика, где заемщик защищен государством.

«В нашей стране люди рискуют на десятилетия и, к сожалению, государство не сможет гарантировать, что для заемщика условия данных программ не будут изменены», - подчеркнул эксперт.

Он отметил, что государственные ипотечные программы предусматривают покупку жилья на вторичном рынке. Поэтому они не окажут влияния на уровень продаж строящегося жилья. Эксперт также акцентировал внимание на том, что за последние 2-3 года львиная доля продаж на первичном рынке, а это около 60% от всего объема реализованных квартир, осуществляется при помощи рассрочки от застройщиков, а доля квартир, приобретенных при помощи ипотеки не превышает 3%. При этом главный смысл рассрочки от застройщика, по его словам, – это полное взаимное доверие между застройщиком и инвестором. При этом начисление % за пользование рассрочкой, как рассказал Александр Насиковский, заключается больше в налоговых рисках, а не в способе дополнительного заработка на покупателе.

«Если покупатель по каким-то причинам не сможет выполнить свои обязательства, застройщику придется продавать уже готовую квартиру, а это, согласно законодательству, влечет за собой налоговые последствия. Готовая квартира – это объект недвижимости, подлежащая соответствующему налогообложению. Рассрочка от застройщика несет в себе взаимные обязательства и гарантии двух сторон. Застройщик обязуется построить и сдать объект, а покупатель – выплатить полную стоимость рассрочки, ведь иначе он попросту не получит право собственности на квартиру», - подчеркнул он.

Эксперт уверен, что государственные программы по доступному кредитованию жилья очень важны для общества, но они должны быть действенными. Воплотить их, повысить реальную возможность людей обзавестись собственной квартирой, по его мнению, - их первоочередная задача. Но вместе с тем, госипотека сейчас вряд ли простимулирует коммерческие банки развивать ипотечные программы, позволяющие приобрести жилье на первичном рынке.

«Для полноценного развития ипотеки, помимо базового экономического роста в стране и улучшения благосостояния граждан, необходимо принять ряд законов, которые бы значительно снизили риски для покупателей в случае, если строительство по каким-либо причинам не будет завершено. Также не стоит забывать о реформе ГАСИ, по сути направленной на создание благоприятной почвы для развития строительного рынка. Кроме этого, чтобы потенциально иметь возможность внедрять ипотечные программы, банкам нужны «длинные деньги» под 2-3%. Но на сегодняшний день потенциально привлечь их можно только у государства», - подытожил Александр Насиковский.