В условиях всеукраинского локдауна только 10-12 компаний смогут вести строительство в запланированном объеме, если, конечно, не будут приняты жесткие ограничительные меры на ведение строительных работ.
Такое мнение высказал основатель и управляющий партнер группы компаний DIM Александр Насиковский.
По его словам, наиболее крупные игроки киевского рынка строительства жилья уже готовы к возможному локдауну. Он отметил, что запас финансовой прочности 5-7 компаний - лидеров рынка - позволит вести бесперебойное строительство в течение 9-15 месяцев без привлечения средств покупателей.
При этом, как считает эксперт, по аналогии с весной 2020 года, велика вероятность появления «сжатой пружины» спроса: в период локдауна количество сделок уменьшится, но уже после снятия ограничений ожидается резкий рост продаж.
«На сегодняшний день пока еще сложно делать прогнозы касательно последствий возможного локдауна. Но, если спроецировать ситуацию на март-апрель 2020 года, уменьшение уровня продаж может составить в среднем от 30% до 70% в зависимости от уровня спроса на тот или иной объект, стадии строительства, конкурентных преимуществ объекта, от активности компании на стройплощадке, а также от имиджа самого застройщика», - рассказал Александр Насиковский.
Эксперт считает, что в наиболее востребованных строящихся объектах, которые по своим качественных характеристикам соответствуют возросшим требованиям покупателей, падение спроса может быть минимальным и ситуативным. А уровень цен на такие проекты на начальных стадиях строительства или на старте строительства новых очередей хорошо зарекомендовавших себя проектов наиболее выгоден для потенциальных инвесторов.
Александр Насиковский убежден, что внимание потенциальных покупателей во время форс-мажорных обстоятельств, будет сконцентрировано в основном на процессе строительства: нет ли временных пауз, не приостановлены ли работы на объекте. При существенных ограничениях, для застройщиков очень важным станет вопрос динамики ведения строительных работ.
«На данном этапе можно говорить, что локдаун – это огромный имиджевый риск для застройщика. Поэтому лидеры рынка уже готовят ряд специальных антикризисных мер, направленных на максимальную публичность и открытость компании перед своими покупателями», - резюмировал основатель и управляющий партнер группы компаний DIM.