В последние несколько лет большинство новых жилищных комплексов Киеве проектируются без жилых помещений на первых этажах – их место занимают коммерческие площади. Таким образом, застройщики убивают сразу двух зайцев – решают проблему менее ликвидных квартир и расширяют внутреннюю инфраструктуру.
В частности, заместитель генерального директора по развитию и маркетингу компании
«ТММ» Алексей Говорун обратил внимание на то, что даже вторые этажи пользуются небольшим спросом, поэтому и реализовывать их приходится на 10-15% дешевле.
«По нашему опыту, если не находится специфический покупатель с требованием низкого этажа (по возрастным соображениям, удобству и т. д.), то продаются такие квартиры довольно сложно и долго», – отметил эксперт.
Куда выгоднее для застройщика запланировать на первых этажах офисы, магазины, салоны красоты и другие объекты сферы обслуживания, расширив или даже сформировав, таким образом, инфраструктуру комплекса, что станет дополнительным преимуществом для принятия решения о покупке квартиры.
«Еще на этапе разработки концепции мы уделили большое внимание обустройству внутренней инфраструктуры. Арендаторы подобраны таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности жильцов и разместить все необходимые для комфортной жизни объекты в шаговой доступности», – сказал Алексей Говорун.
Кроме того, нормы ДБН 360-95 не разрешают размещение жилых первых этажей в пределах красных линий, что вносит существенные корректировки в будущие проекты.
Как отмечают эксперты, поначалу отказ от жилого фонда на первых этажах производился по отношению к жилью более высокого класса. Однако, сегодня такие примеры можно наблюдать и в жилых комплексах эконом- и комфорт-класса. В ЖК бизнес- и премиум-класса все чаще вместо коммерческих площадей проектируют презентабельные входные группы с просторными лобби, которые повышают статусность дома и его инвестиционную привлекательность.
В то же время эксперты обращают внимание на то, что в связи с затянувшимся кризисом в Украине снижается деловая активность. Это провоцирует падение спроса на коммерческую недвижимость.
«Поскольку нишу коммерческих площадей в жилых комплексах заполнял мелкий бизнес, которому сейчас работается достаточно сложно, многие девелоперы, считая, что реализовать жилую недвижимость проще, чем коммерческую, принимают решение об увеличении объема жилья на первых этажах», – считает Алексей Говорун.
Но важно помнить, отмечает эксперт, что конкуренция на рынке сегодня огромна, и чтобы выделиться среди массы предложения, помимо цены, качества строительства и репутации застройщика, покупателю необходимо предложить нечто большее, чем квадратные метры. В будущем только комплексы, построенный по принципу «город в городе» будут востребованы у покупателей.