Александр Свистунов: Киев будет комфортным для горожан и привлекательным для туристов

Подписывайтесь на Telegram канал МЕтры


Сегодня перед киевской городской властью стоит задача по определению стратегии развития и правильного строительства главного мегаполиса страны, а также установление баланса между интересами граждан и представителями строительного бизнеса. О полномочиях столичного градостроительного совета, строительных скандалах, обновлении градостроительной документации и будущем развитии инфраструктуры Киева редакция журнала Prof Build совместно с порталом недвижимости «МЕтры» общались с директором Департамента градостроительства и архитектуры Киевского городского совета и главным архитектором Киева Александром Свистуновым.

Александр Викторович, Вы уже полтора года возглавляете столичный Департамент градостроительства и архитектуры и фактически является главным архитектором Киева. По Вашему мнению, удалось ли Вам за это время каким-то образом изменить облик города?

За полтора года изменить город просто невозможно. Для того, чтобы начались изменения, необходима огромная, кропотливая и профессиональная работа. Во-первых, надо изменить отношение к Департаменту градостроительства и архитектуры. Он должен стать самым открытым государственным учреждением, где любую информацию получить легко и нет человеческого фактора. Не скажу, что работа в этом направлении завершена, но мы на правильном пути и не собираемся отступать.

А какие еще шаги нужно сделать?

Необходимо, прежде всего, вернуть полномочия градостроительному совету. У нас абсолютное большинство скандальных застроек в центре никоим образом не подконтрольны городской власти. Застройщики прикрываются документами, полученными непонятно каким образом от государственных министерств и ведомств, и когда город пытается остановить такие застройки через суд, конечно же, проигрывает. В прошлом году Киевский городской совет обратился в Верховную Раду (и я был одним из главных инициаторов этого обращения) с предложением вернуть полномочия градостроительным советам на местах. Это еще раз свидетельствует, что мы готовы брать на себя ответственность, но при условии надлежащих полномочий, поскольку трудно отвечать за чью-то неуклюжую политику.

Ну и наконец то, что удалось сдвинуть с места, - это вопрос Генерального плана города-2025. Киеву нужна стратегия развития. Он должен развиваться, но не фантастическим сценарием с мифическими границами города.

Кстати, Вы критически высказывались относительно действующего Генерального плана, разработанного до Вашего назначения на должность главного архитектора. Насколько Вам удалось повлиять на то, чтобы новый Генеральный план Киева претерпел изменения?

Тот Генплан, по которому живет и развивается город, трудно назвать даже близким к реалистическому. Он учитывает территории, которые городу не принадлежат. В то же время жителей уже почти вдвое больше, чем прогнозировалось этим документом на 2020 год. И количество автомобилей уже в 2,5 раза превышает запланированное. А исторический центр! В конце 2018 года истекает срок выдачи Минкультом историко-градостроительных обоснований, и по закону уже должен действовать Историко-архитектурный опорный план, а это едва ли не основной раздел Генплана. Когда Минкульт его утвердит, мы сможем громко сказать, что процесс наконец начался и следующим шагом станет принятие Генплана. Если говорить об изменениях в проекте Генплана, то в первую очередь они произошли как раз в связи с изменениями охранных зон нашего культурного наследия. В прошлом году ЮНЕСКО утвердило увеличение буферных зон Софии Киевской и Киево-Печерской Лавры, и мы это уже учли в будущем документе. Новый Генплан защитит город, его зеленые зоны и исторический центр от скандальных застроек. Этот документ призван сделать Киев комфортным для киевлян, улучшить транспортную инфраструктуру, даст зеленый свет инвесторам. И вообще основываться на здравом смысле, а не на капризах застройщиков.

Какие, на Ваш взгляд, инфраструктурные объекты нужно реализовать в Киеве в ближайшем будущем?

Это прежде всего транспортные объекты. Взять, к примеру, Подольско-Воскресенский мост. Это глоток свежего воздуха для 700 000 киевлян, проживающих в Деснянском и Днепровском районах и не понаслышке знают, что такое транспортный коллапс. Удастся разгрузить Северный мост и мост Метро. Кроме того, это ветка метро на Троещину, которая даст новую жизнь этому спальному району, заставит его проснуться.

Так же необходимо продолжать строительство Окружной дороги. Сейчас любой участник дорожного движения испытывает значительный дискомфорт, когда транзитные грузовики затрудняют трафик в столице. Киев - европейский город, мы заимствовать лучший опыт наших коллег. Стоит в Киеве делать и дороги-дублеры. Скажем, проспект Победы ежедневно превращается в сплошной затор, а это фактически скоростная магистраль без светофоров.

И, конечно же, городу необходимо решать вопрос парковок. Каждая страна прошла этот путь, но ни одна из них не остановилась на стадии «парковки где попало». Город должен получить большие паркинги на въездах, чтобы те, кто ежедневно приезжает в Киев на работу, не загружали зря городские автодороги. Да и в самом городе должны появиться современные подземные или наземные паркинги, которые в достаточной мере обеспечат потребности киевлян и гостей столицы.

Что с того, что Вы назвали, мы сможем вскоре увидеть?

У нас существует единая прозрачная система строительства любого государственного объекта. Сначала проходит тендер на проектирование, а затем уже такой же открытый тендер на выполнение работ, так что за всем можно наблюдать практически онлайн. Кроме того, финансовые планы города также есть в открытом доступе, поэтому и Вы, и Ваши читатели можете контролировать выполнение городской программы.

Вы неоднократно высказывались за срочное обновление градостроительной документации. Как обстоят дела в этом направлении?

На сегодня полную картину социальной инфраструктуры, инженерных сетей, плотности населения показать могут только Детальные планы территорий. Руководство столицы сделало важный шаг, предоставив финансирование для программы по созданию/обновлению градостроительной документации, и теперь мы не зависим от инвесторов и их прихотей. Надеемся только на понимание киевлян. Городу нужны школы, больницы, детские сады, новые дороги, а не заказные протесты и узкое видение проблемы. Общественным мнением пытаются манипулировать, и из-за претензий нескольких владельцев гаражей Киев может не получить, например, новую дорогу. Мы все наконец должны понять, что последовательное развитие города зависит от каждого из нас, а любая позиция должна быть обоснованной. Те, кто понимает истинные потребности города, уже поддерживают обновление градостроительной документации.

Можете ли Вы то же самое сказать о зонинге центральной части города?

Все должно происходить в соответствии с логикой. Наконец должен быть принят Историко-архитектурный опорный план, который станет основой Генерального плана, и только тогда можно будет принять зонинг. Это будет важным шагом для города, как в свое время - более 100 лет назад - это произошло в Нью-Йорке. Именно тогда впервые были применены зонинг, и, как показала жизнь, это стало эффективной практикой. Да, Киев - не Нью-Йорк, наш город самобытен и самодостаточен, но мы должны использовать лучший мировой опыт с учетом наших реалий.

В 2016 году Вы заявили, что хотите сделать все для того, чтобы строительный «беспредел» в Киеве отошел в прошлое. Впрочем, резонансные строительные скандалы до сих пор происходят в столице достаточно регулярно. Какие шаги уже сделаны и которые еще необходимо сделать, чтобы количество таких скандалов по крайней мере уменьшилось?

Абсолютное большинство строительных скандалов берет свое начало с 2010-2013 годов. И если говорить откровенно, то это работа правоохранительных органов - разобраться, как возникли эти проблемы. Городская власть делает все, что в ее полномочиях, и даже больше. Для защиты города был подписан меморандум со строительными фирмами и полицией, согласно которому стороны гарантируют обеспечение законности на строительных площадках. И серьезные застройщики будут придерживаться своих обязательств, поскольку сейчас для них важна репутация, имидж. Так же и проектировщики более ответственно стали относиться к городской среде, ведь понимают, что могут потерять свою лицензию. Если эта ответственность будет массовой, у нас больше не появляться дома-монстры.

Каким Вы видите Киев через 5-10 лет?

Киев должен расцвести! Он станет комфортным для горожан и туристов и одновременно будет показывать свое величие. Наш город будет гордостью киевлян и мощным магнитом для тех, кто хотя бы раз видел или даже слышал о нем.